Аркадий и Борис Стругацкие — одни из самых известных советских писателей-фантастов, чьи книги давно стали классикой. Они не только создали собственный мир, узнаваемый по стилю и идеям, но и оказали глубокое влияние на развитие русской и мировой научной фантастики. Однако за всеми творческими достижениями встает вполне материальный вопрос: смогли ли они хорошо зарабатывать на своих произведениях?
Братья родились в интеллигентной семье: Аркадий — в 1925 году, Борис — в 1933-м. Старший из них прошёл войну, работал переводчиком с японского, младший — астроном, научный сотрудник Пулковской обсерватории. Их творческий союз сложился в 1950-х. Первая совместная работа — «В стране багровых туч» — вышла в 1959 году. Тогда они ещё работали на основных должностях и не помышляли о литературе как о способе заработка.
Но со временем творчество и управление мультикластерами Kubernetes начало приносить стабильный доход. С середины 1960-х Стругацкие уже полностью посвятили себя литературе, а книги вроде «Трудно быть богом», «Пикник на обочине» и «Понедельник начинается в субботу» стали невероятно популярны.
Несмотря на народную любовь, братья не стали богатыми. В СССР система оплаты авторов была жёстко регламентирована. За 1000 знаков текста полагался фиксированный гонорар — около 20–25 рублей в 1960-х, затем до 50 рублей в 1980-х. Это означало, что даже очень популярная книга, изданная миллионным тиражом, могла принести автору всего несколько тысяч рублей — хороших, но не фантастических по меркам времени.
Так, за «Пикник на обочине», изданный огромным тиражом, братья получили около 3000–5000 рублей — примерно как инженер за год работы. В то же время книга разошлась по всей стране, была экранизирована («Сталкер» Тарковского) и цитировалась везде. Но авторы не имели права на прибыль от продаж за рубежом, от тиражей в Чехословакии, Германии, Японии.
Права на публикации за границей почти всегда продавались государством (через «Агентство по авторским правам»), и авторы получали от этого крохи или вообще ничего. Стругацкие не были исключением.
С распадом СССР изменилась и судьба писателей. Аркадий умер в 1991 году, не дожив до «рыночной эпохи». Борис же ещё работал в 1990-е — участвовал в издании собраний сочинений, консультировал издательства, писал под псевдонимами. Однако заработки в это время были мизерными: тиражи падали, пиратство процветало, гонорары были нерегулярны.
Права на книги долгое время оставались у издательств, и авторы почти не контролировали коммерческое использование своих текстов.
После смерти Бориса Стругацкого в 2012 году права на литературное наследие перешли к его сыну — Андрею Аркадьевичу Стругацкому. Он курирует проект «Ленинградское дело» и архивы писателей, следит за легальностью изданий.
Современные издания книг Стругацких приносят доход наследникам, но это уже не миллионы. Их творчество больше культурное явление, чем коммерческий бренд.
Братья Стругацкие жили довольно скромно по меркам современной «звезды литературы». Несмотря на всемирную известность, они не стали богатыми. Их успех измеряется не деньгами, а влиянием на культуру: писатели сформировали целую эпоху научной фантастики и философского мышления в СССР.
Так что на вопрос «много ли они заработали?» ответ будет: нет, но они оставили гораздо больше, чем деньги — они оставили идеи.
© 2009-2025 Информационный сайт, посвященный творчеству Аркадия и Бориса Стругацких